Пятница, 29.03.2024, 08:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка Волковой Елены Сергеевны

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Отчет по самообразованию

Отчет по самообразованию

учителя иностранного языка МАОУ СОШ №41

Волковой Е.С.

(2016-2017 учебный год)

Тема: Использование активных методов обучения на уроках английского языка как средства повышения качества знаний учащихся.

Цель: анализ и осмысление педагогического опыта применения активных методов обучения (АМО) на уроках английского языка, как средства повышения качества знаний учащихся.

Задачи:

  • Рассмотреть особенности активных методов обучения, как эффективного инструмента способствующего достижению образовательных целей нового поколения.
  • Представить педагогический опыт использования АМО на уроках английского языка.
  • Проанализировать динамику уровня качества знаний учащихся до и после использования АМО.

Особенностью современного мира является непрерывный процесс обновления и увеличения количества информации, которая требует усвоения при неизменных сроках обучения. Этот фактор требует от стандартов образования нового поколения создания инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Перейти от пассивного восприятия к активной деятельности. ФГОС и профессиональный стандарт в свою очередь поставили перед нами, учителями, новые цели и задачи, которые направлены не просто на передачу «набора знаний», а на формирование целостной личности учащегося, на достижение не только предметных, но также метапредметных и личностных результатов.

Это касается и изучения английского языка, как необходимого средства международного общения, сотрудничества и взаимодействия.

Мне, как учителю-предметнику, в сложившейся ситуации было необходимо переосмыслить существующие приемы, формы и методы преподавания.

В процессе достижения поставленных целей и задач происходят глобальные перемены: с изменением конечной цели образования меняются и роли участников образовательного процесса. Ученик, из пассивного исполнителя, переходит в разряд активного участника процесса обучения, а учитель из строгого контролера превращается в наставника, старшего товарища, проводника, указывающего путь. Такие комплексные перемены в содержательном и технологическом аспектах образовательной деятельности рождают необходимость использования новых методов и форм обучения, способных повышать мотивацию, интерес к предмету и в целом стимулировать познавательную активность учащихся. 

  • показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50–70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% – при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем.
    И лишь когда ученик непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. 

С учетом всех вышеизложенных фактов я обратила свое внимание на активные методы обучения (АМО), в основу которых заложен игровой принцип обучения, что позволяет создать способствующую эффективному обучению среду на каждом уроке.

Итак, что же такое активные методы обучения (АМО)?

Активные методы обучения – методы стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

В технологии АМО можно выделить две составляющие: содержание и структура.

Содержание - система АМО, которая обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащегося на протяжении всего образовательного мероприятия. То есть все участники вовлечены в процесс обучения. В игровой форме они реализуют свои способности, учатся проявлять инициативу, мыслить критически, сопоставлять, анализировать, делать выводы и самостоятельно искать пути решения проблемы.

Структура же АМО предполагает использование различных методов на определенных этапах и фазах урока (знакомство, определение целей урока, закрепление пройденного, рефлексия и т.д).

Активные методы обучения строятся на:

  • практической направленности;
  • игровом действе и творческом характере обучения;
  • интерактивности;
  • разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге;
  • использовании знаний и опыта обучающихся;
  • групповой форме организации их работы;
  • вовлечении в процесс всех органов чувств;
  • деятельностном подходе к обучению;
  • движении и рефлексии.

Они способствуют:

  • формированию положительной учебной мотивации;
  • повышению познавательной активности учащихся;
  • активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулированию самостоятельной деятельности;
  • развитию познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
  • эффективному усвоению большого объема учебной информации;
  • развитию творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитию коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытию личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • Развитию универсальных навыков.

Что и является основными целями современного образовательного процесса. 

Практическая цель обучения иностранному языку – развитие коммуникативной компетенции. Учащиеся должны быть вовлечены в процесс устной и письменной коммуникации, выполняя задания по аудированию, говорению, чтению и письму.

Применение активных методов обучения непосредственно на уроках английского языка способствует переходу от информационно-объяснительного к деятельностно-развивающему обучению, которое предусматривает замену монологических методов предъявления учебной информации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой. [6]

Что способствует повышению мотивации к изучению языка, создает позитивную психологическую атмосферу, стимулирует развитие положительных личностных качеств и познавательный интерес учащихся.

АМО помогают сделать обычные уроки интересными, увлекательными и познавательными, а процесс усвоения материала наиболее эффективным.

Активные методы обучения в соответствии с этапами урока подразделяются на:

  1. Активные методы начала образовательного мероприятия

- методы приветствия и знакомства;

- методы целеполагания;

- методы выяснения ожиданий и опасений.

2. Активные методы работы над темой

- методы презентации учебного материала;

- методы организации самостоятельной работы;

- методы закрепления изученного материала.

3. Активные методы завершения учебного мероприятия

- методы релаксации

- методы рефлексии 

Я стараюсь использовать различные активные методы на разных этапах урока для решения поставленных задач.

Из активных методов начала образовательного мероприятия, которые помогают создать позитивную атмосферу, задать ритм и настроиться на работу, я использую «Комплименты», «Любимый предмет», «Кто ты?», «Входной билет» «Отгадай слово», «Смайлики» , «Занимательные скороговорки» для приветствия или знакомства. «Ассоциации», «Дерево ожиданий», «Ключевые слова», «Шахматная доска» или «Почтовый ящик» для целеполагания, выяснения ожиданий и опасений.

Среди методов работы над темой , которые помогают оптимизировать и повысить эффективность процесса проверки существующих и усвоения новых знаний, я использую методы «Золотой ключик», «Следопыты», «Инпут», «Инфо-угадайка» для презентации нового материала и методы «Автобусная остановка», «Карусель», «Бинго»  для самостоятельной работы над темой.

И для завершения урока, чтобы снять усталость и напряжение, а также эффективно подвести итоги урока, и использую методы «Хвост фазана», «Пантомима», «Отдохни с пользой», Станцуй песню»  для релаксации и методы «Мудрый совет», «Ресторан», «Письмо самому себе» и т.д. для рефлексии.

Для выражения эффективности активных методов обучения в цифрах в течение 2015-2016 учебного года был проведен эксперимент, в котором участвовало два 5-х класса, обучающихся в рамках ФГОС. В 5 А классе, обучающемся по программе «Оксфордское качество», было принято решение систематически использовать активные методы обучения, а в 5 Б классе, обучающемуся по обычным программным учебникам, не систематически.

Целью измерения был показатель качества знаний учащихся. Методами диагностирования были комплексная мониторинговая работа и текущее оценивание. Согласно критериев оценивания было выделено три уровня качества знаний: повышенный, базовый и низкий.

Анализ результатов показал положительную динамику в обоих классах, но в 5А классе улучшение качества знаний более ярко выражено.

Применение активных методов обучения на уроках английского языка делает процесс обучения увлекательным, интересным и сравнительно простым как для ученика, так и для учителя. Способствует увеличению активности учащихся на протяжении всего процесса обучения, повышает результативность обучения и качество знаний. Это наглядно продемонстрировали результаты анализа динамики качества знаний учащихся 5-х классов.

Также сформированный комплекс АМО обеспечивает формирование и развитие необходимых УУД, что позволяет формировать полноценную личность, способную легко адаптироваться к условиям современной жизни, находить выход из любых жизненных ситуаций, достигать успеха во всех сферах жизни.

Что еще раз указывает на целесообразность систематического использования активных методов обучения на уроках английского языка.

Источники информации:

  1. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/06/primenenie-aktivnykh-metodov-obucheniya-na-urokakh-angliyskogo
  2. Активные методы обучения: Электронный курс. – http://www.moi-universitet.ru/
  3. http://iyazyki.prosv.ru/2015/09/methods-learning-english/
  4. Копилочка активных методов обучения: Электронный курс. . – http://www.moi-universitet.ru/
  5. Козлова В.А. Методическая копилка.
  6. Сидорова Е. С. Активные методы обучения на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Сидорова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Новости образования
>

Сайт Волковой Елены Сергеевны © 2024
uCoz